Почему перемены — ключ к хорошей жизни
Почему перемены — ключ к хорошей жизни, а вы готовы что то поменять.
То, как мы справляемся с изменениями, — это суть нашего существования и ключ к счастью, особенно в наши нынешние времена неопределенности. В первой части новой серии «Искусство жизни» Сообщество исследует философию перемен.
«Жизнь — это движение», — сказал философ Гераклит. Греческий философ указал в 500 году до нашей эры, что все постоянно меняется и становится чем-то отличным от того, что было раньше. Как река, жизнь течет постоянно, и хотя мы можем переступить через берег реки в реку, вода, текущая у наших ног, никогда не будет той же водой, что текла даже мгновение назад. Гераклит пришел к выводу, что, поскольку сама природа жизни — это изменение, сопротивляться этому естественному потоку значило противостоять самой сути нашего существования. «Нет ничего постоянного, кроме перемен», — сказал он.
Более того:
— Неудача — это новый литературный успех?
— Удивительные корни повседневных слов
— Лучшие книги года на данный момент
Или, как писательница Елена Ферранте сказала недавно: «Нам не нужно бояться перемен, другое не должно нас пугать». Если мы сможем научиться справляться с этим постоянным потоком, мы сможем справиться с самой жизнью — что, спустя несколько тысячелетий после Гераклита, в наши нынешние неопределенные и быстро меняющиеся времена, кажется особенно резонансным. С тех пор, как человечество существовало, многие великие художники, писатели и философы боролись с идеей перемен и с нашим стремлением противостоять им. «Что-то в нас желает остаться ребенком … отвергнуть все странное», — писал психолог 20-го века и писатель Карл Юнг в «Стадиях жизни», вторя Гераклиту. Для этих мыслителей отказ принять перемены как необходимую и нормальную часть жизни приведет к проблемам, боли и разочарованию. Они говорят, что если мы согласимся с тем, что все постоянно меняется и мимолетно, все идет гораздо более гладко.
История продолжается ниже
Философ Гераклит (справа, за столом) изображен в шедевре Рафаэля «Афинская школа» (Фото: Алами)
Значит, теория «жизнь — это поток» означает, что мы должны фаталистически смириться со всеми вызовами, изменениями и кризисами, которые бросает нам жизнь? «Не обязательно», — говорит Джон Селларс, автор новой книги « Уроки стоицизма» и преподаватель философии Лондонского университета Ройал Холлоуэй. Согласно Селларсу, теория Гераклита не столько касается смирения, сколько «принятия».
Изменения — излюбленный предмет стоицизма, школы эллинистической философии (частично вдохновленной Гераклитом), которая опирается на систему логики и свой взгляд на мир природы. Быть «стоиком» в народном воображении — значит безропотно переносить невзгоды, «улыбаться и терпеть». Но философия более тонкая, чем это. В своей книге Селларс объединяет мысли трех стоиков — Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия — показывая, как их идеи могут помочь нам сегодня.
Все меняется, вопрос в том, меняемся ли мы вместе с этим? — Джон Селларс
«Стоики считают, что нет ничего стабильного, и мы должны с этим смириться. Природный мир состоит из серии процессов, которые меняются, но если мы хотим жить счастливо с природой, мы должны жить в гармонии с ней ». И на самом деле, говорит он, стоицизм не столько в сопротивлении переменам, сколько в противостоянии им. Все меняется, вопрос в том, меняемся ли мы вместе с этим? » — говорит Селларс. «Стоики говорят, что у нас нет выбора, мы не можем с этим бороться».
Эта идея нашла отражение в искусстве и литературе. Британский писатель Вирджиния Вульф, которая, как известно, писала в стиле внутреннего монолога, который сам по себе отражал изменчивость мысли, писала: «Я, которое постоянно меняется, — это Я, которое продолжает жить». В одном из самых нестандартных произведений, прозе «Волны» (1931), Вульф следует за сознанием шести друзей, начиная с их детства. Персонажи вступают в новые фазы жизни, наполненные новизной и отсутствием определенности. Плавный повествовательный голос тонко переключается между их разными точками зрения, поскольку все они каким-то образом пытаются определить себя. Вульф представляет их все как непрерывный процесс изменений и метаморфоз на протяжении всей истории, как и все мы в жизни.
Изменения были одной из навязчивых идей Вульфа. В своем более раннем игривом романе «Орландо» (1928) она рассказывает историю дворянина елизаветинских времен, который в середине романа просыпается и обнаруживает, что стал женщиной. «Изменения были непрекращающимися, — пишет Вульф в романе, — и изменения, возможно, никогда не прекратятся. Высокие стены мысли, привычки, казавшиеся прочными, как камень, опускались, как тени, от прикосновения другого разума, оставляя голое небо и мерцающие в нем свежие звезды »
Орландо, фильм 1992 года по роману Вульфа, — это история дворянина, который становится женщиной (Источник: Алами)
Вульф — хотя она, в конце концов, не смогла победить своих демонов, была страстным хранителем дневника и записывала свои сокровенные мысли, стремясь проработать свои чувства. Она разделяла эту привычку со многими выдающимися писателями и мыслителями, среди которых были Сьюзен Зонтаг, Джоан Дидион, Оскар Уайльд и стоик Марк Аврелий. Фактически, практикующие стоики сегодня по- прежнему рекомендуют вести дневник, чтобы подготовиться к тому, что может бросить им предстоящий день, а позже в тот же день, чтобы пересмотреть свои действия. Идея состоит в том, чтобы научить себя быть максимально подготовленным, учитывая изменчивость жизни.
Может быть, именно поэтому стоики заработали репутацию серьезных «жестких верхних губ». «Да, в действительности есть какая-то основа», — признает Джон Селларс. «Отчасти это связано с укреплением и тренировками, поскольку научиться справляться с невзгодами не так сложно. Но дело не в контроле или подавлении — идея о том, что стоицизм — это просто сохранение решимости, упускает что-то важное ».
Единственная непреходящая правда
Так является ли холодная рациональность ключом к переговорам об изменениях? «Цель состоит в том, чтобы вести хорошую, счастливую жизнь, — говорит Селларс, — и попасть в нужное место, чтобы испытать настоящую радость, а не плоские эмоции». Стоики советуют ценить вещи сейчас, но также понимать, что они не вечны. «Не бойтесь неопределенности». В этом смысле, говорит Селларс, стоицизм имеет широкие параллели с буддизмом. «Вещи меняются, живи настоящим моментом, не имей сильных привязанностей к внешнему». Это может показаться немного бесчувственным, даже холодным, но это не так, настаивает Селларс. «Потому что, как и буддизм, стоицизм также советует испытывать сострадание ко всем живым существам и иметь естественную близость, а не быть бесчувственным или бесчувственным».
В спекулятивном романе «Притча о сеятеле» связь между жизнью, переменами и природой является центральной темой (Источник: Seven Stories Press)
В своем умозрительном научно-фантастическом романе «Притча о сеятеле» (1993) Октавия Э. Батлер представляет главную героиню, Лорен, основавшую религию, которую она называет Семенем земли, и которая видит изменения как оживляющую силу космоса. Лорен записывает свои видения в виде эпиграмматических высказываний: «Все, к чему ты прикасаешься, меняется. Все, что вы меняете, меняет вас. Единственная непреходящая правда — это Перемена. Бог — это изменение ». Она также устанавливает ту же связь между жизнью, изменением и природой, как Гераклит в своей теории «жизнь — это поток». Батлер пишет: «Семя дереву, дерево лесу; Дождь в реку, река в море; Личинки пчелам, пчелы роем. От одного, многих; из многих — один; Вечно объединение, рост, растворение — вечное изменение. Вселенная — это автопортрет Бога ».
Все, к чему ты прикасаешься, меняется Все, что вы меняете, меняет вас. Единственная непреходящая правда — это перемены — Октавия Э. Батлер
И видение мира Лорен — это мир, в котором добро побеждает зло, а доброта побеждает жестокость. Как отмечает американский писатель и академик Ребекка Рафаэль в эссе о работе Батлера: «Лорен присоединяется к этим идеям, подобным Гераклиту, с этическими предписаниями, чтобы хорошо присутствовать и сознательно формировать изменение, в которое он вовлечен. В Перемене Земного Семени нет ничего сверхъестественного: ни провидение, ни потусторонняя эсхатология, это призыв к ответственности за изменчивые модели мира ».
Религия Лорен, Земляное семя, содержит аспекты как стоицизма, так и буддизма. Как выразился Рафаэль: «Идеи компонентов Earthseed не новы. В нем есть элементы буддийской метафизики, иудейского мировоззрения посредством этических действий и стоического акцента на том, что, каким бы малым оно ни было, можно на самом деле сделать в данный момент. Он не презирает чужую социальную или религиозную группу, но вместо этого поощряет доброту в жестоком мире, чтобы подготовить людей к жизни на других планетах ».
Итак, в нынешнем кризисе, как стоики посоветовали бы нам подойти к изменениям — не только сейчас, но и в будущем, что бы это ни происходило? «Мы должны различать вещи, которые находятся под нашим контролем, и вещи, которые не находятся под нашим контролем», — говорит Селларс. «Вы можете самоизолироваться и дистанцироваться от общества и делать эти вещи в качестве акта спокойной рациональной осторожности, а не из паники, страха или беспокойства».
Движение современного стоицизма ежегодно проводит Неделю стоиков, в которой участникам предлагается сосредоточиться на процессе, а не на результате, и признать реальность того, что невзгоды являются частью нормального образа жизни; что мы можем учиться на невзгодах и учиться на неудачах. Другими словами, невзгоды — это опыт обучения.
Это тоже пройдет
Средневековый пророк попросил мудрого человека передать ему послание, чтобы обезопасить его. Его ответ? «Это тоже пройдет». Эту фразу в последние месяцы использовал актер Том Хэнкс в связи с пандемией коронавируса, и это название книги, недавно вышедшей психотерапевтом Джулией Самуэль. В книге «Это тоже должно пройти: истории перемен, кризиса и обнадеживающего начала» Сэмюэл рассказывает (анонимно) некоторые истории своих клиентов. «У каждого человека, который вошел в мою дверь, были проблемы с переменами», — говорит она BBC Culture. «Изменение — это единственная уверенность в жизни, а боль — движущая сила перемен, она заставляет вас просыпаться и смотреть на мир по-другому, а дискомфорт, связанный с ней, заставляет вас видеть реальность. Именно через боль мы учимся лично и повсюду ».
Жить настоящим моментом в нашем меняющемся мире — один из постулатов буддизма (Фото: Алами)
Самуэль говорит, что, когда впервые разразилась нынешняя пандемия, многие из нас были «оцепенели, шокированы и встревожены. Это было похоже на грядущую страшную музыку Jaws, ее можно заблокировать, но, в конце концов, нужно обращать внимание, нужно переключаться и меняться ». Она выбрала фразу «Это тоже пройдет» в качестве названия своей книги, потому что «вы должны пройти через перемены и кризисы, чтобы выйти на другую сторону. Вы можете не поверить, что это когда-нибудь закончится. Зимой вы можете не поверить, что наступит лето, но оно случается ».
Она говорит, что принятие изменений также делает вас лучше. «Парадокс в том, что чем больше вы позволяете себе принимать неизбежные изменения, тем выше вероятность, что вы изменитесь намеренно и адаптироваться». Изменения могут быть двигателем прогресса.
Самуил — полностью за то, чтобы принять поток жизни и природы и противостоять самому большому изменению, которое когда-либо испытывал любой из нас, — нашей собственной смертности. «Я думаю, что то, на что мы не смотрим, растет внутри нас, поэтому хорошо разговаривать друг с другом о конце жизни. То, о чем вы не говорите, может преследовать вас и все усложнить. Жизнь драгоценна, но хорошо признать, что она ограничена ».
Перемены — основа всей истории, доказательство энергии — Дженни Хольцер
Прошло более полувека с тех пор, как Сэм Кук издал мощный и оптимистичный гимн о гражданских правах «Перемена грядет». Тем не менее, эта песня остается актуальной как никогда. И вот уже почти 40 лет прошло с тех пор, как американская художница-концептуалист Дженни Хольцер изобразила культовую литографию «Воспалительные эссе» с вдохновляющим посланием: «Перемены — основа всей истории, доказательство силы». Провокационное произведение искусства, созданное в начале 1980-х годов, полно догматических и содержательных трюизмов, ставших торговой маркой американского художника. Недавно выставленный в лондонской галерее Тейт Модерн, он по-прежнему остается актуальным сегодня. «Волнения желательны, потому что свежие, незапятнанные группы хватаются за возможность», — это еще одна фраза из произведения искусства, наряду с «Декадентская и мощная преемственность чемпиона»; «Медленное изменение может быть эффективным; мужчины меняются прежде, чем замечают и сопротивляются »;
Текущий кризис — и борьба за расовое и социальное равенство — делают слова Хольцера еще более резонансными. И поскольку многие сообщества демонстрируют солидарность и поддержку, кажется, что все еще можно найти такие качества, как храбрость, стойкость, сострадание, сочувствие, а также чувство справедливости и справедливости. Как мы будем оглядываться в это время беспорядков, перемен и потрясений? Сможем ли мы выйти из этой ситуации с более глубоким пониманием и расширенным взглядом на человечество, наши приоритеты и наши ценности? С нашей доказанной «энергией»?