Что вы думаете о Zen.yandex.ru
Я́ндекс.Дзе́н (Yandex Zen) — интернет-сервис, предоставляемый швейцарской компанией Yandex Services AG, рекомендательная лента контента и платформа для блогеров. Работает в мобильных приложениях на Android и iOS, с главной страницы Яндекса и встроен в Яндекс.Браузер. «Яндекс.Дзен» формирует ленту публикаций, автоматически подстраиваясь под интересы пользователя. Подбор публикаций осуществляется на основе анализа истории посещённых страниц, указанных пользователем предпочтений, местоположения, времени суток и других факторов.
В марте 2019 года сайт посетило 43 млн человек, суточная аудитория более 10 млн человек.
Технология
«Яндекс.Дзен» является примером реализации технологии специализированного искусственного интеллекта.
Для анализа интересов и предпочтений пользователя используются знания Яндекса о посещаемых сайтах, а также указанный пользователем круг интересов.
Система анализирует любимые ресурсы пользователя и другие особенности поведения с целью создания уникальной модели его предпочтений. С увеличением объёма данных о пользователе система предлагает ему всё более актуальные и релевантные публикации, в том числе и из незнакомых источников. «Яндекс.Дзен» адаптируется под изменяющиеся интересы пользователя. Например, если пользователь начнёт читать об архитектуре, материалов на эту тему в его ленте станет больше. И наоборот, если пользователь ставит дизлайки к статьям на определенную тему и блокирует источники, то таких материалов в его ленте будет меньше.Предсказание интересов пользователя с помощью коллаборативной фильтрации
Технология, лежащая в основе «Яндекс.Дзен», была адаптирована Яндексом и CERN для использования на Большом адронном коллайдере. С помощью неё проводится глубокий анализ результатов физических экспериментов на БАКе.
Платформа для создания контента
В 2017 году Яндекс объявил о запуске платформы, позволяющей компаниям и независимым авторам публиковать медиаконтент (статьи, фото, видео) напрямую в «Яндекс.Дзен». Платформа также позволяет популярным авторам зарабатывать на своих материалах, подключив рекламу.
За ноябрь 2018 года компания выплатила авторам 45 млн рублей.
До запуска платформы ленты пользователей «Яндекс.Дзен» состояли только из публикаций, отобранных из общедоступных источников.
По заверению руководства сервиса, стоит цель создать социальную медиаплатформу, где создатели контента общаются с читателями, а также вырастить внутри «Дзена» авторов, для которых он станет ключевой площадкой.
Создавать и редактировать контент можно с помощью десктопного редактора, а также через мобильное приложение.
Нирвана
В 2018 году Дзен запустил программу «Нирвана» для поддержки авторов и медиа, создающих качественный контент. Участники программы получают приоритет в показах в лентах Дзена. Кроме того, у каждого из них есть персональный менеджер, который сообщает автору о нарушениях, дает советы по ведению канала.
Для попадания в программу авторам необходимо соответствовать ряду условий:
- Не менее 500 подписчиков
- Не менее 10 000 уникальных посетителей для сайта
- Не менее трёх материалов за прошедший месяц
- Соблюдение правил Дзена
Карма
Весной 2018 г. Дзен ввел понятие Кармы канала. Это система, которая помогает автору понять, насколько он успешен на платформе. Карма состоит из пяти «лучей» и учитывает оригинальность, качество контента, вовлечённость аудитории, развитие канала и его влиятельность.
История
В 1997 году Яндекс начал исследования в области natural language processing, машинного обучения и рекомендательных систем. В 2009 году был создан метод машинного обучения Матрикснет, ставший одним из ключевых компонентов системы, на которой работает «Яндекс.Дзен».
Первый сервис Яндекса, в котором появились технологии рекомендаций — Яндекс.Музыка, был запущен в сентябре 2014 года. Затем эти технологии также были внедрены в Яндекс.Маркете и Яндекс.Радио.
В июне 2015 года в бета-режиме стал доступен «Яндекс.Дзен». Первое время в ленте «Яндекс.Дзен» показывались только публикации в медиа, а сам сервис был открыт лишь для 5 % пользователей мобильного Яндекс.Браузера на Android, имеющих учётную запись в Яндексе. До этого «Яндекс.Дзен» был доступен в экспериментальном режиме на странице zen.yandex.ru.
В последующие месяцы в «Яндекс.Дзен» были добавлены другие виды контента: фотогалереи, статьи, блоги, форумы, видео с YouTube и др.
По состоянию на апрель 2017 года «Яндекс.Дзен» доступен на более чем 50 языках и в более чем 100 странах, в том числе в США, Индии и Бразилии.
В 2017 году «Яндекс.Дзен» запустил на своей платформе особый формат – нарратив, адаптированный для просмотра на мобильных устройствах. Это набор слайдов с текстами, фото, видео и гифками. С осени 2017 г. нарративы тестировали медиа, а с января 2018 г. формат стал доступен и авторам платформы Дзена.
После добавления публичных профилей пользователей в марте 2019 года сервис приобрёл черты социальной сети.
В апреле 2019 года Яндекс.Дзен добавлен в браузеры Coc Coc во Вьетнаме и Opera в Турции.
Руководство
Руководителем «Яндекс.Дзен» является Виктор Ламбурт, медиадиректором — Даниил Трабун. Генеральный директор — Дмитрий Иванов. Руководитель направления сторителлинга — Никита Белоголовцев.
Финансы
Летом 2018 г. «Яндекс. Дзен» объявил экстраполяционную выручку (run rate) на 12 месяцев вперёд — 4 млрд рублей.
Монетизация сервиса происходит благодаря рекламным блокам, встроенным в новостные ленты (в России — объявления Яндекс.Директа), и нативной рекламе
В экспериментальном режиме запущен рекламный кабинет, в котором можно запустить таргетированную рекламу на рекламную публикацию.