От Instagram до TikTok: Как развивались социальные сети в этом десятилетии

19 марта

Вскоре после полуночи по тихоокеанскому времени 6 октября 2010 года в Apple App Store появилось новое приложение, созданное небольшой командой. Сразу же они заметили, что люди за границей подписываются на приложение под названием Instagram; к 6 часам утра запуск был настолько перегружен трафиком, что, по сообщениям, его серверы перестали работать.

Instagram собрал более 100 000 пользователей менее чем за неделю, что делает его одним из самых быстрорастущих приложений за все время. К декабрю было зарегистрировано 1 миллион подписчиков. Соучредитель Instagram Кевин Систром предсказал в то время, что «общение с помощью изображений» «взлетит» в ближайшие годы.
К концу десятилетия Instagram имел более 1 миллиарда пользователей и был частью одной из самых ценных технологических компаний в мире. Но он также работает, чтобы отбить нового конкурента — TikTok — который быстро растет и выглядит так же ново, как и Instagram в начале 2010-х.

Соучредители Instagram Майк Кригер (слева) и Кевин Систром в своем офисе в Сан-Франциско в 2011 году.

Instagram cofounders  Mike Krieger (left) and Kevin Systrom at their office in San Francisco in 2011.


Эволюция Instagram в течение десятилетия отражает эволюцию более широкого ландшафта социальных сетей за это время. Все началось с безудержного успеха в App Store в то время, когда у небольших стартапов, по-видимому, были все шансы конкурировать с более известными компаниями. В 2012 году она была приобретена Facebook (FB) за поразительные на тот момент 1 млрд. Долларов в знак консолидации, чтобы встретить технологическую индустрию. В последние годы Instagram копировал функции из конкурирующих сетей, таких как Snapchat (SNAP) и TikTok, чтобы приспособиться к изменяющимся привычкам пользователей. Как и его материнская компания, Instagram также пришлось столкнуться с темными сторонами своей платформы, от дезинформации до запугивания в Интернете.
«Когда начался Instagram, речь шла прежде всего о том, чтобы следить за людьми без их одобрения, речь шла о том, чтобы делиться постоянными фотографиями с широкой группой людей, а также о том, чтобы делиться ими относительно часто», — сказал Джош Миллер, бывший руководитель продукта в Facebook.
Теперь Instagram, как и большая часть индустрии социальных сетей, сосредоточен на эфемерных постах, экспериментирует с 15-секундными музыкальными клипами и предлагает варианты для личного, а не просто публичного распространения.

Как социальные сети развивались в 2010-х годах
2010: Instagram запускается в октябре этого года и быстро превосходит миллион пользователей.

2011: запуск Snapchat и Google Plus. Только один из них переживет десятилетие.

2012:
Накануне IPO Facebook соглашается приобрести Instagram за 1 миллиард долларов, ошеломляющую сумму на тот момент.
Facebook достигает одного миллиарда активных пользователей в месяц, что является важной вехой, которая подчеркивает его ошеломляющий охват. К концу десятилетия у него будет более 2 миллиардов активных пользователей.
2013:
Твиттер становится публичным, но на Уолл-стрит идет грубый удар, поскольку инвесторы понимают, что его аудитория никогда не сравнится с Facebook.
Wall Street Journal сообщает, что Snapchat отклонил предложение о приобретении от Facebook на 3 миллиарда долларов.
2014: Facebook покупает WhatsApp за ошеломляющие 22 миллиарда долларов, укрепляя свою власть на рынке социальных сетей.

2015: Социальная сеть Friendster закрывается, ссылаясь на «меняющийся ландшафт в нашей сложной отрасли» и на то, что интернет-сообщество не «привлекает» столько, сколько рассчитывало.

2016: Facebook, Twitter и Google подвергаются критике за роль, которую их платформы сыграли в распространении дезинформации на президентских выборах 2016 года.

2017:
Твиттер закрывает Vine, любимое приложение для обмена 6-секундными видеоклипами.
Китайский стартап Bytedance покупает Musical.ly, платформу для синхронизации губ, а затем переводит своих пользователей на TikTok.
2018: Facebook, Twitter и Google сталкиваются с растущим вниманием к конфиденциальности после скандала с данными Cambridge Analytica.

2019: Элизабет Уоррен призывает расстаться с Facebook, распутывая приобретения Instagram и WhatsApp.

Время до того, как Facebook была единственной игрой в городе
На момент запуска Instagram Facebook был крупным игроком в социальных сетях, но нигде не был таким доминирующим, как сегодня.

Другие технические гиганты, в том числе Google (GOOG) и Apple (AAPL), также пытались создать свои собственные социальные сети. Snapchat был запущен в 2011 году, а Twitter вышел в свет в 2013 году. Было ощущение, что многие социальные сети могут сосуществовать. Но всего лишь 24 часа в сутки пользователям было достаточно внимания, и Facebook оказался очень мастерски собран.
Инстаграм зацепил нас за «лайков». Что происходит, когда они и #39; ушли?
Инстаграм заставил нас подсесть на likes. А что будет, когда они уйдут?
С тех пор Google закрыл Google+, и социальная сеть Apple, ориентированная на музыку Ping, так и не взлетела. Аудитория Twitter остановила около 300 миллионов ежемесячных пользователей, что далеко от 2,45 миллиардов ежемесячных пользователей Facebook. Snapchat, который, вероятно, задал тон десятилетию, открыв пионерский контент, оказался более нишевым, чем мейнстрим.
«Когда Snapchat был запущен, он представил совершенно другой способ общения», — сказала главный аналитик eMarketer Дебра Ахо Вильямсон (Debra Aho Williamson). «В итоге Snapchat в значительной степени изменил способ общения молодых людей, но он не взлетел вместе со старшими группами так, как взлетел Facebook».
К концу десятилетия индустрия довольно сильно консолидировалась. После приобретения Instagram, Facebook купил почтовую платформу WhatsApp за 22 млрд долларов в 2014 году. По сообщениям, Facebook также пытался купить Snapchat за $3 млрд. в 2013 году, но основатель и генеральный директор Эван Шпигель отказался.
Во второй половине десятилетия был запущен ряд приложений для социальных сетей, но в отличие от Instagram и Snapchat, они никогда не рассматривались как настоящие конкуренты Facebook. Их имена — Элло, Пич, Мееркат, Мастодон, Веро — сейчас немного больше, чем сноски.

The Instagram logo in 2012.

Некоторое время казалось, что Instagram сохранит свой независимый дух и после приобретения. «Facebook пусть Instagram будет этот маленький остров, который выкачивал автономные приложения и делал вещи немного иначе, чем Facebook», сказал Джон Барнетт, который присоединился к Instagram в 2014 году в качестве менеджера по продукции, когда он работал менее 75 человек.
Но это не продлилось бы дольше. В 2018 году соучредители Instagram Systrom и Майк Кригер покинули компанию якобы из-за напряженной ситуации с Facebook генеральный директор Марк Цукерберг по направлению Instagram. Недавно Facebook добавил слова «из Facebook» в приложение Instagram и теперь называет сотрудников по связям с общественностью компании Instagram «Facebook Company».
С Instagram, WhatsApp, Messenger и его одноименное приложение, Facebook может похвастаться четырьмя платформами, каждая из которых имеет более 1 миллиарда пользователей. Она настолько доминирует, что растущий хор политиков в настоящее время призывает к распаду Facebook. Демократический кандидат в президенты Элизабет Уоррен предложила Facebook должен выделиться из Instagram, в частности. Репутация Facebook также получила большой успех после того, как стало известно, что Cambridge Analytica получила персональные данные 87 миллионов пользователей Facebook, что вызвало серьезное пробуждение в области конфиденциальности по всему миру.

Facebook CEO Mark Zuckerberg

Подъем TikTok
По окончании десятилетия социальные медиа-компании оказались в оборонительной позиции. Когда-то социальные сети рассматривались как полезный и игровой способ поддерживать связь с друзьями и семьей, они столкнулись с волной критики за распространение дезинформации, вмешательство в выборы и неспособность защитить частную жизнь пользователей, не говоря уже о проблемах, связанных с зависимостью от экрана и издевательствами в сети. В результате Instagram и Facebook переосмысливают «лайки» и их влияние на психическое здоровье, Twitter работает над улучшением благосостояния, а YouTube начал сокращать количество подписчиков на платформе, чтобы помочь устранить опасения своих звездных создателей по поводу стресса.

Вера в то, что связь между людьми и создание платформ для обмена информацией является в основе своей хорошей, подвергалась сомнению снова и снова.
Именно на этом фоне TikTok начал взлетать. Запущенный в 2016 году, TikTok — это вирусный контент и набор множества мнений и «лайков». Это напоминает Vine — популярный шестисекундный видеосервис, приобретенный Twitter, который был закрыт в 2017 году.

TikTok

Пользователи делятся видеозаписями о том, как они готовят, танцуют и синхронизируют губы. В них часто используется музыка на заднем плане. Как и Instagram, пользователи могут следить за другими людьми и «сердце» или комментировать видео. Но сходства останавливаются на этом.
Наталья Базарова, доцент Корнелльского университета, изучающая социальные сети, говорит, что TikTok «полностью отличается» от Facebook и Instagram. «В построении социальных связей там ничего нет», — сказала она. Речь идет об использовании алгоритмов для поиска контента, который удержит ваше внимание». Это развлекательная платформа».
Эта дифференциация сделала его хитом: По данным Sensor Tower, на сегодняшний день TikTok был установлен почти 1,6 миллиарда раз по всему миру.
(Как это ни парадоксально, но отчасти благодаря Instagram TikTok приобрел большую популярность. Стартап затопил своих конкурентов рекламой).
Facebook — и Instagram — обратили внимание на успех TikTok и выпустили свои собственные подражатели приложению. В 2018 году Facebook запустил приложение под названием Lasso, которое позволяет пользователям создавать и делиться короткими видеороликами с музыкальными и камерными эффектами. В начале этого года Instagram запустила в Бразилии новый инструмент под названием «Катушки» для обмена 15-секундными видеоклипами с музыкой.
Как будут развиваться социальные сети в следующем десятилетии?
По мнению аналитика ABI Research Элефтериа Кури (Eleftheria Kouri), технологический прогресс в этом десятилетии привел к наибольшим изменениям в социальных сетях — от улучшения камер на смартфонах и дополненной реальности до более быстрого подключения, позволяющего людям загружать истории или видео TikTok за считанные секунды.
Заглядывая вперед, она считает, что 5G-технологии способны продвигать социальные сети еще дальше и уступать место более интерактивному контенту и иммерсивным играм.
Миллер, бывший ведущий продукт Facebook, считает, что следующее десятилетие позволит людям почувствовать себя в одной комнате с людьми, находящимися далеко.
«Многие из наших впечатлений от социальных сетей являются несовершенной заменой для того, чтобы быть с кем-то лично», — сказал он. «Трудно предсказать, какие аппаратные достижения принесут, но я надеюсь, что однажды я сяду в своей квартире в Бруклине, посмотрю на свой обеденный стол, и смогу поужинать с мамой в Лос-Анджелесе, сидя напротив меня».